Самый частый вопрос родителей: как мотивировать ребёнка? Как сделать, чтобы ему было интересно учиться в школе? Да никак, если речь идёт о школе! Нас, родителей, в школе нет. Мы не влияем на учебный процесс: ни на то, как он будет проходить, с какими учителями и наставниками, ни на темп. Просто ни на что. Если мы будем ставить задачу, как сделать интересно там, где ни на что не можем повлиять, мы лишь будем чувствовать себя несправившимися, плохими родителями.
По моему мнению, выходом из этой тупиковой ситуации является семейное образование. Именно на семейном образовании родитель не просто является заказчиком образования и выстраивает образовательную траекторию вокруг ребёнка, но и активно вовлекает его в процесс планирования учебного процесса, обсуждая график, источники и педагогов-репетиторов. Ребёнок мотивирован уже тем, что это его процесс, что форму обучения он выбрал сам – что он является активным участником.
Домашнее или семейное обучение?
Не стоит путать домашнее обучение и семейное образование. На домашнее обучение переводят только по состоянию здоровья, при этом образованием ребёнка продолжает занимается школа. К нему домой приходят учителя, которые преподают, сами проверяют, сами аттестовывают.
Семейное образование — это официальная форма обучения вне учебного учреждения (школы). Ответственность за организацию и результаты несут только родители.
Статья 17 п. 1 Федерального Закона об Образовании гласит:
В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Как видите, у родителя есть совершенно законное право обучать ребёнка дома самостоятельно.
Важно! Получите на почте и сохраните уведомление о доставке письма. В извещении должно быть написано, что данное письмо содержит уведомление в Департамент образования о переходе ученика на семейную форму обучения. Оно будет служить доказательством того, что вы выполнили свою обязанность, предусмотренную ст. 63 п. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» №273.
Важно! Получите в канцелярии отметку школы о получении данного заявления на копии или втором экземпляре заявления.
Ранее, до 2012 года, родители получали компенсацию за обучение детей дома, потому что это было зафиксировано на федеральном уровне. В новой редакции закона “Об образовании” возможность выплат не исключили, но передали на откуп субъектам РФ. При этом в рекомендательном письме указано, что компенсация на семейном образовании является правом, а не обязанностью регионов (Письмо Минобрнауки РФ от 15.11.2013). В итоге выплаты прекратились. На сегодня только 2 региона продолжают выплачивать родителям денежные компенсации:
- Пермский край,
- Свердловская область.
В Москве и в Московской области выплаты ученикам на семейном образовании не осуществляются. Родительские ассоциации пытаются изменить эту ситуацию, отстаивая свои права в государственных инстанциях и в суде. Но положительного сдвига в этом вопросе до сих пор нет.
– прохождение промежуточной аттестации за 9 класс,
– «зачёт» по итоговому сочинению (изложению).
Когда ребёнок приходит в школу в 9 классе без промежуточной аттестации за предыдущие классы, то школа, ссылаясь на Федеральный закон, часто хочет убедиться в том, что родители обеспечили ребёнка уровнем начальной школы. В нашей практике почти всегда требуется входящее тестирование за 8 класс, которое подтверждает, что ребёнок знает программу и начальной школы.
Далее картина та же. Для допуска к ГИА в 11 классе является:
– аттестат за 9 класс, который подтверждает, что ребёнок освоил предыдущий уровнь образования,
– промежуточная аттестация за 10 и 11 класс (Приказ №190),
– «зачёт» за итоговое сочинение (изложение).
Требуется промежуточная аттестация за два класса, а не только за 11 класс. Многие школьники в 10–11 классах переходят на экстернат и проходят аттестацию за данные классы досрочно, чтобы освободить время для подготовки к ГИА.
Родителям важно понять, что обойтись без школы совсем не получится. По своему опыту, мы рекомендуем проходить ежегодные аттестации либо в местной школе бесплатно, либо используя дистанционные платформы типа ЦПСО. Ребёнок, который ранее не имел опыта аттестации, подвергается стрессу и может завалить промежуточный экзамен. И надо понимать, что в случае академической задолженности (непрохождение аттестации) ребёнок обязан вернуться в школу.
Наша платформа позволяет решить этот вопрос легко и в домашних условиях:
- Не нужно приходить в школу и договариваться с учителями о времени и формах. Ведь часто для ребёнка вопросы аттестации могут быть сюрпризом.
- Можно учиться в своём темпе и сдавать аттестации в любом порядке и в любое время в течение учебного года.
- Аттестационные тесты только по программе, соответствующей текущему классу. Само тестирование проходит на платформе и оценивается платформой. Исключается «предвзятое» мнение учителя-предметника.
Многие дети, которые учатся дома, предпочитают именно этот подход к образованию. Когда их спрашивают, что им нравится в семейном обучении, отмечают именно это преимущество. Они свободно могут уделять больше времени тому, что им нравится и интересно, управляют собственным временем. Они сами определяют распорядок дня, вместе с родителями выбирают приоритеты и направление развития своего образования. Не бойтесь экспериментировать и менять материалы. Важно привить ребенку любовь к развитию и обучению.
Ребёнок, обучаясь в семье, перенимает привычки и увлечения своих близких. Сложно заставить ребёнка читать, если в семье не принято читать книги, а родители предпочитают телевизор или планшет. Постарайтесь изменить свой образ жизни, если этих привычек у вас не было. Книги, поездки, экскурсии, знакомства, театры – теперь всё это доступно для вас и будет формировать вас и ваших детей. Например, после фильма обсудить героев, время, идеи автора.
Если вы едете в машине, то можно иметь под рукой аудиокниги, книги, учебные пособия. Дети в дороге с удовольствием читают предложенные материалы.
Также необходимо организовать место для обучения. Это может быть стол даже на кухне. Пусть на столе всегда будет бумага и ручки с карандашами. Дети всегда охотно рисуют или пишут истории, ведут дневники, если им предложить инструменты для творчества. Также на столе могут храниться те учебные материалы, которые они используют в текущем образовательном процессе.
Расписание детей может быть не привязано к жёсткому графику (так и в жизни редко бывает, что вы ровно в 10.00 заключаете договор с партнёром на работе или начинаете готовить борщ дома). Задача родителя – научить ребёнка выполнить всё, что было намечено ранее на этот день. Неважно, в какие промежутки времени он это делает.
Инструменты и методики
Вы можете комбинировать инструменты и форматы. Вот некоторые варианты:
- Самостоятельное освоение материала
- С репетитором
- В онлайн-школе
- С родителями
- Семейные группы или мини-школы
- Альтернативные школы
- Совмещая разные форматы